Чего не должны стыдиться верующие?
Однажды мне довелось сделать одно из открытий, которыми полна
жизнь того, кто только перешагнул порог Церкви и остался в Ней, того,
кого обычно называют неофитом. Я уже был крещен, легкие привыкали к
иному воздуху, сотканному из аромата ладана, восковых свечей, живых
цветов, украшавших праздничную икону крещения. Во мне господствовало
непередаваемое ощущение другой, совершенно новой жизни, которой я не мог
нажиться. Вокруг было вроде все то же, но что-то произошло с очами
сердца. Так бывает в пору юношеской влюбленности. Серая унылая
действительность преобразилась в пространство нового бытия.
Было лишь тяжело от того, что в прежнем круге общения никто не мог разделить этой радости, хоть как-то адекватно ее понять. Вдруг пролегла граница, не исканная и не желанная, между мной и теми людьми, с которыми я общался, работал, дружил. Тогда я еще не знал, что без подвига любви, терпения и смирения эта граница будет полем затяжной войны, неприязни и отчуждения. Мне было больно от того, что самое ценное, что я обрел, вера, другим казалось глупостью и блажью, достойной насмешки, уделом старух, а не молодости. И как вообще можно к этому серьезно относиться? Посты, молитвы, запреты и ограничения…
Вера же должна быть в сердце, живи, как живешь, без фанатизма, это твое личное дело, которое внешне ты не должен демонстрировать. Других задевало то, что их жизнь с моей стороны теперь считалась какой-то неправильной. И что оказывается, многое является грехом. Я же, как и всякий неофит, был нетерпелив и заносчив. Все это заставляло таиться в своей вере, стараться не показывать ее остальным, чтобы не давать повода насмешкам, пересудам, пустым разговорам. Я не думаю, что те люди были сознательно враждебны христианству. Скорее срабатывал коллективный инстинкт, когда появляется единичное инакомыслие, странное и непонятное. К тому же и знания о православии ограничивались анекдотами про попов и тем, как красить яйца на Пасху.
Проезжая в автобусе мимо того храма, в который стал ходить, я не решался перекреститься, словно бы я делал что-то непозволительное или не принятое, и этим бы выделялся. Зачем казалось бы это нужно? С богословской точки зрения крестное знамение есть краткое бессловное исповедание Символа веры в Троицу и Христа, Его страдания ради людей и победу крестом ада и смерти: "Се бо прииде крестом радость всему миру!". Это духовное оружие, защита от темной силы, призывание благодати Божией и освящение человека. А при виде храма или иной святыни - выражение ее почитания. У св. Иоанна Златоуста есть такие слова: "Как венец, будем носить крест Христов... Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки.
Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных." Св. Кирилл Иерусалимский пишет о том же: "Не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда встаем, бываем в пути и покоимся… Это - великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным - без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам".
Мне тогда словно не хватало смелости перед лицом неверующих признаться в своей новой великой любви. И это чувство раздвоенности теснило сердце. Иногда так бывает с молодыми священниками, которые за стенами храма прячут в сумку рясу от греха подальше и стараются быть как все, но печать священства настолько явна всем, что с этого и начинается соблазн для других. И вот как-то, проезжая мимо храма, я все же решился осенить себя крестным знамением. Автобус подъезжал все ближе, а рука будто свинцом налилась. И с усилием поднимая ее, я коснулся перстами лба…
Дальше произошло то, что на языке православной аскетики называется касание сердца благодати. В то же мгновение словно тягчайшие каменные глыбы отпали от всего тела, и стало невыразимо легко и радостно. Рядом я почувствовал Того, Кто даровал эту радость и Чья любовь вымывала душу от страхов и сомнений. Это было одно из самых радостных крестных знамений в моей жизни! В тот момент я вдруг увидел всю свою неправоту "быть как все". Я почувствовал, что мне нечего стыдиться, как не стыдится ребенок, когда приветствует свою мать, что это мой храм и моя непостыдная вера. Господь говорит в Евангелии: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов". (Лк. 9, 26).
Мне нечего и некого теперь было бояться и страшиться, кроме отпадения от Христа: "Госпо?дь просве?щение мое? и Спаси?тель мо?й, кого? убою?ся? Госпо?дь Защи?титель живота? моего?, от кого? устрашу?ся?" (Пс.26, 1). Это и было моим открытием. Оказывается, мало сделать выбор, нужно еще иметь мужество подтверждать его. Каждодневно, не надрывая глотку, а только живя по своей вере и совести, не унижая и не осуждая других, но и не стремясь к показушничеству и ложному внешнему благочестию. Если будет превозношение и гордость, то и благочестивая внешность, и крестное знамение на людях будут вводить в соблазн и порождать неприязненность. Страсти с их грехами всегда или видны, или люди их чувствуют. И тогда длинные юбки и темная одежда будут обличать, потому что любовь не заменить ничем.
Наверное, мне бы не стоило писать о том далеком и вроде пустяшном случае из своей жизни, если бы спустя годы не появилось чувство того, что эта ложная стеснительность свойственна иногда очень многим верующим. Как-то не принято осенять себя крестным знамением при виде храма или брать благословение у священника на улице. Видя такого же верующего, мы не ощущаем его сродным себе, своим в окружении неверов. Разделенность и стеснительность в благоразумном проявлении своей веры производит впечатление слабости и растерянности. Сидеть в горнице "страха ради иудейска" после Пятидесятницы - значит держать под спудом тот свет, который должен быть явлен миру, зарывать талант, данный для купли и преумножения и не слушаться повеления Господа, сказавшего идти ко всем народам и нести Его учение и благодать.
Ошибочно полагать, что наша вера - это наше личное дело. Это еще и дело Церкви, в которой мы не только спасаемые, но и спасающие силой Христовой, не только просвещаемые, но и просвещающие других Его светом, являясь соработниками Бога. Христиане призваны свидетельствовать миру о Христе своей верой и жизнью по этой вере. У защитников христианской веры в первые века в ответ на гонения одним из основных аргументов был пример благочестивой жизни многих христиан: "У них находится целомудрие, выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота, истребляется неправда, искореняется грех, уважается справедливость, почитается закон, совершается богопочтение" (Святитель Феофил Антиохийский). Кого же стыдишься тогда в своем добром уповании?
Мы иногда ощущаем себя чужими и пришлыми среди светского общества. Но и страна наша, и культура ее, и письменность, и язык были созданы во многом верующими. Светскость, основным содержанием которой является сегодня атеизм, есть явление привнесенное и ненормальное по отношению к доминанте нашей культуры и мировоззрения. Десятки тысяч храмов не сами позакрывались от недостатка верующих и священства в советское время. Нужно честно признать, что насилием эти храмы были разрушены, насилием было запрещено давать религиозное образование, насилием была изъята всякая религиозная литература и возможность знать о христианстве, и насилием же внедрено атеистическое воспитание.
Систематически и тотально на протяжении семи десятилетий уничтожалась православная вера на всей территории страны и насаждалась советская идеология. У большинства современных светских людей в нашей стране никогда не было свободного выбора между верой и неверием: религия - это пережиток и мракобесие. Так учила партия, так воспитывали в школе, так писали газеты! Диву даешься от количества бреда и ахинеи, которые и составляют большинство знаний о православии у людей нецерковных. И ситуация искусственного секуляризма на сегодняшний день порождает неразрешимые противоречия для самого общества, когда основы культуры христианские, а цели - земные и потребительские.
Наша Церковь выжила, выстояла благодаря подвигу новомучеников и исповедников. Их страдания до крови и смерти дали нам шанс снова возродиться, восстановить храмы, научиться и научить вере во Христа. Неужели нам и теперь стыдиться? Не должны ли испытывать стыд те, кто разрушал и притеснял или молчаливо соглашался на это. Нам же почему-то должно быть стыдно за наших батюшек, которые, как утверждают светские СМИ, поголовно пьяницы и сребролюбцы, стыдно за якобы стяжательную Церковь, которая пытается вернуть свои немногие сохранившиеся святыни, насилием отобранные у Нее, стыдно за "клерикализацию" - попытку жить в этой стране по своей вере и участвовать в ее жизни. Нам предлагают условия гетто и резервации: веруйте, только никуда не суйтесь.
Все время приходится оправдываться перед неверующими: мол, и батюшки бывают разными, и Церковь переживает не лучшие времена. И тем самым мы даем повод для еще более наглого и развязного поведения со стороны неверов. Это становится модой, на этом делают имя такие люди как А. Невзоров, М. Прохоров, М. Задорнов и иже с ними. Верующий должен быть способен защищать свою веру, святыни, доброе имя Церкви и ее чад, "заграждая уста" сплетникам не криком, проклятием, угрозой или кулаком, а словом правды. В начале 1990-х годов над Православной Церковью не глумились из сектантов разве что глухонемые. Но когда о. Олег Стеняев, о. Дмитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев, убиенный о. Даниил Сысоев и другие представители Церкви стали принимать участие в публичных диспутах, то их велеречивые оппоненты сразу поблекли и посыпались мелким горохом. Короли оказались "голыми".
Моим собственным малым опытом стал следующий случай. Уже учась в Семинарии и будучи знаком со многими священниками, видя их личную жизнь, мне от людей светских часто доводилось слышать рассказы о пьяных попах на дорогих машинах. Но среди моих знакомых батюшек таковых не обреталось, потому как они были семейными и многодетными, как и большинство священников, да еще под присмотром заботливых матушек. То есть условия для роскоши и пьянства прямо не подходящие. Поэтому приходилось отговариваться стандартно: сам не знаю таких, но все может быть. Когда же мне выдали совсем невероятную историю про пьяного батюшку на дорогущей иномарке с девицей легкого поведения, который при этом еще курил и матерился, то возникло ощущение того, что "ну все, достали!". "Назовите, пожалуйста, имя и фамилию данного батюшки, марку его машины, когда это произошло и кто свидетели?" - вопросил я. "Да-а-а … я не знаю…", - прозвучал растерянный ответ. "Ну тогда ваша информация имеет статус сплетни, а разносить сплетни для порядочного человека есть дело постыдное". После мне приходилось еще несколько раз задавать подобный вопрос, и каждый раз в ответ звучало невнятное "не знаю"…
Александр Исаевич Солженицын писал, что после лагеря у него, как и у многих бывших заключенных, долго сохранялась привычка ходить с руками за спиной. После 20 лет жизни Церкви "на свободе" подобные привычки выглядят скорее смешными странностями. Если верующие могут и имеют право свободно выражать свою веру, что многим не всегда нравится, это не повод стыдится и уходить в изоляцию. Скорее это повод для большей добродетельной жизни по заповедям, чтобы отклонить всякие наветы, дабы не про нас были слова апостола Павла: "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2:24). Не стоит стыдиться в проявлении и защите своей веры, но стоит при этом стремиться к любви и разумению. Осеняя себя крестным знамением, мы свидетельствуем другим, что в нас победил Христос, а не князь мира сего. И эта победа самая славнейшая и величайшая на земле, победа справедливости над подлостью, любви над злом, веры над неверием, Истины над ложью.
Диакон Олег Курзаков
Было лишь тяжело от того, что в прежнем круге общения никто не мог разделить этой радости, хоть как-то адекватно ее понять. Вдруг пролегла граница, не исканная и не желанная, между мной и теми людьми, с которыми я общался, работал, дружил. Тогда я еще не знал, что без подвига любви, терпения и смирения эта граница будет полем затяжной войны, неприязни и отчуждения. Мне было больно от того, что самое ценное, что я обрел, вера, другим казалось глупостью и блажью, достойной насмешки, уделом старух, а не молодости. И как вообще можно к этому серьезно относиться? Посты, молитвы, запреты и ограничения…
Вера же должна быть в сердце, живи, как живешь, без фанатизма, это твое личное дело, которое внешне ты не должен демонстрировать. Других задевало то, что их жизнь с моей стороны теперь считалась какой-то неправильной. И что оказывается, многое является грехом. Я же, как и всякий неофит, был нетерпелив и заносчив. Все это заставляло таиться в своей вере, стараться не показывать ее остальным, чтобы не давать повода насмешкам, пересудам, пустым разговорам. Я не думаю, что те люди были сознательно враждебны христианству. Скорее срабатывал коллективный инстинкт, когда появляется единичное инакомыслие, странное и непонятное. К тому же и знания о православии ограничивались анекдотами про попов и тем, как красить яйца на Пасху.
Проезжая в автобусе мимо того храма, в который стал ходить, я не решался перекреститься, словно бы я делал что-то непозволительное или не принятое, и этим бы выделялся. Зачем казалось бы это нужно? С богословской точки зрения крестное знамение есть краткое бессловное исповедание Символа веры в Троицу и Христа, Его страдания ради людей и победу крестом ада и смерти: "Се бо прииде крестом радость всему миру!". Это духовное оружие, защита от темной силы, призывание благодати Божией и освящение человека. А при виде храма или иной святыни - выражение ее почитания. У св. Иоанна Златоуста есть такие слова: "Как венец, будем носить крест Христов... Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки.
Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных." Св. Кирилл Иерусалимский пишет о том же: "Не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда встаем, бываем в пути и покоимся… Это - великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным - без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам".
Мне тогда словно не хватало смелости перед лицом неверующих признаться в своей новой великой любви. И это чувство раздвоенности теснило сердце. Иногда так бывает с молодыми священниками, которые за стенами храма прячут в сумку рясу от греха подальше и стараются быть как все, но печать священства настолько явна всем, что с этого и начинается соблазн для других. И вот как-то, проезжая мимо храма, я все же решился осенить себя крестным знамением. Автобус подъезжал все ближе, а рука будто свинцом налилась. И с усилием поднимая ее, я коснулся перстами лба…
Дальше произошло то, что на языке православной аскетики называется касание сердца благодати. В то же мгновение словно тягчайшие каменные глыбы отпали от всего тела, и стало невыразимо легко и радостно. Рядом я почувствовал Того, Кто даровал эту радость и Чья любовь вымывала душу от страхов и сомнений. Это было одно из самых радостных крестных знамений в моей жизни! В тот момент я вдруг увидел всю свою неправоту "быть как все". Я почувствовал, что мне нечего стыдиться, как не стыдится ребенок, когда приветствует свою мать, что это мой храм и моя непостыдная вера. Господь говорит в Евангелии: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов". (Лк. 9, 26).
Мне нечего и некого теперь было бояться и страшиться, кроме отпадения от Христа: "Госпо?дь просве?щение мое? и Спаси?тель мо?й, кого? убою?ся? Госпо?дь Защи?титель живота? моего?, от кого? устрашу?ся?" (Пс.26, 1). Это и было моим открытием. Оказывается, мало сделать выбор, нужно еще иметь мужество подтверждать его. Каждодневно, не надрывая глотку, а только живя по своей вере и совести, не унижая и не осуждая других, но и не стремясь к показушничеству и ложному внешнему благочестию. Если будет превозношение и гордость, то и благочестивая внешность, и крестное знамение на людях будут вводить в соблазн и порождать неприязненность. Страсти с их грехами всегда или видны, или люди их чувствуют. И тогда длинные юбки и темная одежда будут обличать, потому что любовь не заменить ничем.
Наверное, мне бы не стоило писать о том далеком и вроде пустяшном случае из своей жизни, если бы спустя годы не появилось чувство того, что эта ложная стеснительность свойственна иногда очень многим верующим. Как-то не принято осенять себя крестным знамением при виде храма или брать благословение у священника на улице. Видя такого же верующего, мы не ощущаем его сродным себе, своим в окружении неверов. Разделенность и стеснительность в благоразумном проявлении своей веры производит впечатление слабости и растерянности. Сидеть в горнице "страха ради иудейска" после Пятидесятницы - значит держать под спудом тот свет, который должен быть явлен миру, зарывать талант, данный для купли и преумножения и не слушаться повеления Господа, сказавшего идти ко всем народам и нести Его учение и благодать.
Ошибочно полагать, что наша вера - это наше личное дело. Это еще и дело Церкви, в которой мы не только спасаемые, но и спасающие силой Христовой, не только просвещаемые, но и просвещающие других Его светом, являясь соработниками Бога. Христиане призваны свидетельствовать миру о Христе своей верой и жизнью по этой вере. У защитников христианской веры в первые века в ответ на гонения одним из основных аргументов был пример благочестивой жизни многих христиан: "У них находится целомудрие, выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота, истребляется неправда, искореняется грех, уважается справедливость, почитается закон, совершается богопочтение" (Святитель Феофил Антиохийский). Кого же стыдишься тогда в своем добром уповании?
Мы иногда ощущаем себя чужими и пришлыми среди светского общества. Но и страна наша, и культура ее, и письменность, и язык были созданы во многом верующими. Светскость, основным содержанием которой является сегодня атеизм, есть явление привнесенное и ненормальное по отношению к доминанте нашей культуры и мировоззрения. Десятки тысяч храмов не сами позакрывались от недостатка верующих и священства в советское время. Нужно честно признать, что насилием эти храмы были разрушены, насилием было запрещено давать религиозное образование, насилием была изъята всякая религиозная литература и возможность знать о христианстве, и насилием же внедрено атеистическое воспитание.
Систематически и тотально на протяжении семи десятилетий уничтожалась православная вера на всей территории страны и насаждалась советская идеология. У большинства современных светских людей в нашей стране никогда не было свободного выбора между верой и неверием: религия - это пережиток и мракобесие. Так учила партия, так воспитывали в школе, так писали газеты! Диву даешься от количества бреда и ахинеи, которые и составляют большинство знаний о православии у людей нецерковных. И ситуация искусственного секуляризма на сегодняшний день порождает неразрешимые противоречия для самого общества, когда основы культуры христианские, а цели - земные и потребительские.
Наша Церковь выжила, выстояла благодаря подвигу новомучеников и исповедников. Их страдания до крови и смерти дали нам шанс снова возродиться, восстановить храмы, научиться и научить вере во Христа. Неужели нам и теперь стыдиться? Не должны ли испытывать стыд те, кто разрушал и притеснял или молчаливо соглашался на это. Нам же почему-то должно быть стыдно за наших батюшек, которые, как утверждают светские СМИ, поголовно пьяницы и сребролюбцы, стыдно за якобы стяжательную Церковь, которая пытается вернуть свои немногие сохранившиеся святыни, насилием отобранные у Нее, стыдно за "клерикализацию" - попытку жить в этой стране по своей вере и участвовать в ее жизни. Нам предлагают условия гетто и резервации: веруйте, только никуда не суйтесь.
Все время приходится оправдываться перед неверующими: мол, и батюшки бывают разными, и Церковь переживает не лучшие времена. И тем самым мы даем повод для еще более наглого и развязного поведения со стороны неверов. Это становится модой, на этом делают имя такие люди как А. Невзоров, М. Прохоров, М. Задорнов и иже с ними. Верующий должен быть способен защищать свою веру, святыни, доброе имя Церкви и ее чад, "заграждая уста" сплетникам не криком, проклятием, угрозой или кулаком, а словом правды. В начале 1990-х годов над Православной Церковью не глумились из сектантов разве что глухонемые. Но когда о. Олег Стеняев, о. Дмитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев, убиенный о. Даниил Сысоев и другие представители Церкви стали принимать участие в публичных диспутах, то их велеречивые оппоненты сразу поблекли и посыпались мелким горохом. Короли оказались "голыми".
Моим собственным малым опытом стал следующий случай. Уже учась в Семинарии и будучи знаком со многими священниками, видя их личную жизнь, мне от людей светских часто доводилось слышать рассказы о пьяных попах на дорогих машинах. Но среди моих знакомых батюшек таковых не обреталось, потому как они были семейными и многодетными, как и большинство священников, да еще под присмотром заботливых матушек. То есть условия для роскоши и пьянства прямо не подходящие. Поэтому приходилось отговариваться стандартно: сам не знаю таких, но все может быть. Когда же мне выдали совсем невероятную историю про пьяного батюшку на дорогущей иномарке с девицей легкого поведения, который при этом еще курил и матерился, то возникло ощущение того, что "ну все, достали!". "Назовите, пожалуйста, имя и фамилию данного батюшки, марку его машины, когда это произошло и кто свидетели?" - вопросил я. "Да-а-а … я не знаю…", - прозвучал растерянный ответ. "Ну тогда ваша информация имеет статус сплетни, а разносить сплетни для порядочного человека есть дело постыдное". После мне приходилось еще несколько раз задавать подобный вопрос, и каждый раз в ответ звучало невнятное "не знаю"…
Александр Исаевич Солженицын писал, что после лагеря у него, как и у многих бывших заключенных, долго сохранялась привычка ходить с руками за спиной. После 20 лет жизни Церкви "на свободе" подобные привычки выглядят скорее смешными странностями. Если верующие могут и имеют право свободно выражать свою веру, что многим не всегда нравится, это не повод стыдится и уходить в изоляцию. Скорее это повод для большей добродетельной жизни по заповедям, чтобы отклонить всякие наветы, дабы не про нас были слова апостола Павла: "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2:24). Не стоит стыдиться в проявлении и защите своей веры, но стоит при этом стремиться к любви и разумению. Осеняя себя крестным знамением, мы свидетельствуем другим, что в нас победил Христос, а не князь мира сего. И эта победа самая славнейшая и величайшая на земле, победа справедливости над подлостью, любви над злом, веры над неверием, Истины над ложью.
Диакон Олег Курзаков
А вот до сих пор не могу в транспорте перекреститься, когда проезжаю мимо Храма. На улице могу, в своей машине тем паче, а в автобусе-трамвае-троллейбусе рука не поднимается(((
ОтветитьУдалитьА пьяного священника (и не одного) я увидела впервые уже воцерковлённым человеком. Бог миловал. Зная мою склонность к осуждению подождал пока я укреплюсь в вере, чтобы не считать иерея за Церковь)))
ОтветитьУдалитьХристос посреди нас!
ОтветитьУдалитьСпасибо от. Олег за статью.
С Рождеством Христовым!
С Рождеством, всех благ))
ОтветитьУдалитьКак Вы интересно пишете....правильно пишете!
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые отзывы))
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам. Огромное спасибо. Вы мысли, разбегающиеся и путающиеся, помогаете привести в порядок. Я пока многого не знаю и не умею, но с помощью и Ваших заметок тоже надеюсь что-то изменить в своей жизни в нужную сторону.
ОтветитьУдалитьХрани Вас Бог и Вашу семью!
Читала и казалось, что все записано за мной. Вновь и стыд разливался по лицу, когда вспомнила чувство неловкости, когда стеснялась своих чувств. И таких нас Господь принимает, а мы так часто его предаем."Верный в малом, во многом верен". Спасибо от,Олег , что затронули эту тему. Она актуальна для всех.
ОтветитьУдалитьCaesars Casino Review (2021) - Get $10 Free with No Deposit
ОтветитьУдалитьCaesars sol.edu.kg Casino Review · 1. Claim your $10 www.jtmhub.com free bonus and 바카라사이트 receive up to $20 in casino credits febcasino.com (30 Free Spins) · 2. Play Slots at Caesars Casino. https://septcasino.com/review/merit-casino/
amasya
ОтветитьУдалитьsinop
çorum
sakarya
van
S4D
915DE
ОтветитьУдалитьUşak Şehir İçi Nakliyat
Rize Lojistik
Yozgat Evden Eve Nakliyat
Altındağ Parke Ustası
Şırnak Lojistik
Eryaman Boya Ustası
Antalya Şehir İçi Nakliyat
Eskişehir Şehir İçi Nakliyat
Sincan Fayans Ustası
C2E09
ОтветитьУдалитьmaraş goruntulu sohbet
bilecik canlı sohbet siteleri
denizli telefonda canlı sohbet
ardahan görüntülü sohbet kadınlarla
sinop mobil sohbet chat
canlı görüntülü sohbet siteleri
sohbet odaları
kırklareli rastgele görüntülü sohbet uygulaması
adıyaman görüntülü sohbet odaları
28C35
ОтветитьУдалитьBinance Referans Kodu
Alya Coin Hangi Borsada
Bitcoin Kazanma
Soundcloud Beğeni Satın Al
Kripto Para Nasıl Oynanır
Spotify Dinlenme Hilesi
Threads Yeniden Paylaş Hilesi
Parasız Görüntülü Sohbet
Binance Borsası Güvenilir mi
7775CFAEA3
ОтветитьУдалитьçerkezköy parke ustası