воскресенье, 23 декабря 2012 г.

О Расколе

О Расколе думается. Все это продолжается в народе, все эти выборы между разными пониманиями веры. "единый аз" раскольников все же мало похож на рационалистичность иудейских книжников, как это пытаются понимать некоторые исследователи. Все же в расколе была стихия не "православного иудаизма", а "магического православия". Вожди-протопопы - выходцы из провинции, наиболее тесно связанные с народным пониманием веры. В магии важна точность техники, ритуала, из-за неправильно произнесенного слова заклинание не сработает. Есть в этой догадке что-то. Еще вот: беспоповство как то верно замечает Зеньковский не просто раскол, оно в силу логики раскола вынуждено было идти в еретическое переосмысливание церковного учения. Но вот вспоминаются мне курагинские старообрядцы, работящие мужики, какие-то крепкие, кряжистые в своей цельности, с застенчивой улыбкой - и все эти теоретические выкладки меркнут. Их тайгу выводят под корень, река запоганивают - и некуда им идти с русоволосыми босоногими детьми. Их правда в этом - умирать в резервации могиканами средневековой Руси

11 комментариев:

  1. Общался как-то со старообрядцами. Крепкие люди - они и уничтожение тайги переживают. Поднимают старые колхозы, фермы, леспромхозы. Такие любую власть переживут. Из одних мест их выгонят - в другие уйдут, из одного промысла - в другой. Без дела никогда не сидят.

    ОтветитьУдалить